Вершины Безенги

описания маршрутов восхождений

• Архимеда по северно-западному гребню 2Б

источник: "Центральный Кавказ. Район Безенги. Маршруты восхождений на вершины Северного массива и на Безенгийскую стену с севера"
Александр Федорович Наумов
Издательство "Физкультура и спорт", Москва, 1967 г.

От хижины «Укю-кош» 100 метров вверх по тропе, затем вправо по осыпи на склоне Западного гребня и по наклонной широкой террасе (следует держаться ее левого края, здесь хорошие козьи тропы) до ее конца. В обход последнего жандарма с запада и юго-запада траверсом по полкам вдоль системы сигнальных туров выйти в кулуар, уходящий в 3-ий «переулок», и по нему влево вверх около 100 метров до выхода на гребень за жандармом (здесь — последний сигнальный тур) — от хижины 1,5 — 2 часа.

Далее следует широкий участок Западного гребня — ледник, заполняющий ложбину между двумя идущими параллельно скальными бортами. По леднику до его конца и здесь влево на острый скальный гребень.

В связках одновременно по скальному пологому гребню 60 метров, после перемычки вверх по снежному широкому гребню (если лед — по правой скальной кромке) под стену Западной вершины пика Архимед. Под стеной траверс вправо 40 метров по полке (возможен снег, лед, страховка за выступы и крючья), далее вверх по скалам (крючья) на Южный гребень, по нему влево под громадный камень («яйцо» — его видно из лагеря) на Западной вершине пика Архимед. От выхода на гребень 2,5 — 3 часа.

Далее строго по линии острого скального гребня, затем перед началом крутого его падения спуск вправо по плитам и по полкам на перемычку. С перемычки по разрушенным скалам или по снегу, в зависимости от времени сезона, справа от линии гребня подъем на Восточную вершину. От Западной вершины 1 час.

Спуск по пути подъема — 2 — 2,5 час.

Опасные места: на подъемной террасе — камнепадоопасно, на стене Западной вершины — камнепадоопасно, возможен натечный лед.

доп. описание
описание Путь от альплагеря "Безенги" до Зеленой поляны под ледником Малый Укю см. в описании 1.
- С поляны вправо и по крупной, затем мелкой осыпи 90 - 100 м вверх на явно выраженную перемычку Северо-Западного гребня вершины Архимед.
- От перемычки влево за гребень, затем траверс по травянистым полкам и осыпям, вправо от гребня, через небольшие контрфорсы до второго большого кулуара.
- По кулуару 150 м вверх на снежное плато.
- По 300 - 350-метровому снежному плато через поперечный контрфорс выход на второе снежное плато.
- По нему вверх-влево на Северо-Западный гребень. По простым скалам гребня выход под стену предвершинной башни.
- По скалам прямо вверх 50 - 60 м, затем 45 - 50 м вправо-вверх по полке (страховка! выступы крючья!) до края правой стены.
- По стене 35 - 40 м вверх, затем по плитам выход на Южное ребро (страховка!).
- По ребру влево на полку под восточной стеной предвершинной башни. Подъем на башню, обходя ее справа, по северной стене. На башне контрольный тур!
- От башни вверх на небольшой жандарм и с него 70 - 80 м вниз по острому скальному гребню (страховка!) в провал под вершину.
- Из провала по простым скалам гребня, обходя два жандарма справа (страховка!), выход на вершину Архимед.
От Зеленой поляны - 4 - 5 час.
Спуск по пути подъема до Зеленой поляны - 2 - 3 час.
Рекомендации восходителям:
1. Количество участников - 4 - 8 чел.
2. Исходный бивуак - Альплагерь "Безенги"
3. Время выхода - 4 час. утра.
4. Снаряжение: веревка основная 2х30 м; репшнур расходный - 3 м; скальные крючья - 3 - 4; молоток скальный - 1, карабины - 6 - 7.
5. Места бивуаков - на Зеленой поляне под ледником Малый Укю, на снежных плато Северо-Западного гребня, на полке восточной стороны предвершинной башни.
6. Ледоруб на маршруте не требуется.